>
Версия для слабовидящих

80 лет профтехобразованию

     2 октября 2020 года исполняется 80 лет системе профессионально-технического образования в России. Это знаменательная дата не только для педагогического сообщества профессионального образования, но и для многих миллионов рабочих и служащих – выпускников ПТУ, техникумов и колледжей.

     Из истории профтехобразования

     Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят Указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». В Указе были определены два типа учебных заведений:
  • школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий;
  • ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих с двухгодичным сроком обучения.
     Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.

     У Советского государства появилась возможность планомерно обеспечить народное хозяйство кадрами молодых рабочих. Идея «Государственных Трудовых Резервов» с честью выдержала испытание в годы Великой Отечественной войны. А в послевоенные годы на их плечи легла тяжесть восстановления разрушенного войной хозяйства.

     За 80 лет система профтехобразования прошла непростой путь, претерпела множество реформ, перестроек и дополнений. За этот период учреждения профобразования подготовили для различных отраслей экономики миллионы квалифицированных кадров. Именно благодаря системе профтехобразования у молодежи просыпается интерес к реальным практическим знаниям и навыкам, которые необходимы в жизни и профессиональной деятельности.

План проведения мероприятий в рамках празднования 80-летия ПТО в БПОУ ОО «ОСК»

Подписывайся на официальные страницы в соц.сетях:

Группа вконтакте: https://vk.com/proftech80
Facebook: https://www.facebook.com/proftech80
Instagram: https://www.instagram.com/proftech80/

122 группа поздравляет с 80-летием системы Профтехобразования




Поздравляем с 80-летием системы Профтехобразования





История одной профессии

    Министерство образования Омской области и Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи БПОУ «Омский техникум строительства и лесного хозяйства» реализуют проект «История одной профессии», посвященный 80-летию системы профессионально-технического образования.
      Студенты 441 группы Красько Роман и Привалов Антон вместе с преподавателями колледжа занимаются пополнением и сохранением имеющихся экспонатов выставки по истории геодезии и картографии Омского строительного колледжа. Презентация этого проекта размещена в сообществе https://vk.com/profeshistory виртуальных музейных экспозиций, посвященных юбилею системы среднего профессионального образования.
      Выставка призвана воспитывать будущих специалистов – геодезистов и топографов, кадастровых инженеров. Она способствует пониманию важности и значимости профессии, развитию познавательного интереса, чтобы коллекция предметов, представляющих историческую ценность для профессии стала достоянием образовательного учреждения и несла учебно- воспитательную функцию.



ОМСКОМУ СТРОИТЕЛЬНОМУ КОЛЛЕДЖУ 67 ЛЕТ!
     Есть профессии, которые будут нужны всегда: вне зависимости от времени, моды, политической конъюнктуры, уровня развития научно-технического прогресса. Именно к таким относится профессия строителя. Строитель - это созидатель, творец, причем творец в самом прямом смысле этого слова. В результате его работы, на вчерашних пустырях сегодня возвышаются стройные силуэты жилых домов; в тайге вырастают новые города; прочные надежные мосты соединяют берега могучих рек...
    В нашем городе есть учебное заведение, которое вот уже 67 лет готовит квалифицированных специалистов строительных профессий. Речь идет об Омском строительном колледже, основанном в 1953 году. Внушительный срок работы говорит о нем лучше любых слов. Подготовка студентов ведется на дневном и заочном отделениях на базе 9 и 11 классов. Можно продолжить образование в вузе.
     Такова сегодняшняя картина деятельности колледжа. А в далеком 1953-м все было совсем по-другому. Шла череда послевоенных лет, страна заново отстраивалась. И даже в нашем городе, который не подвергся разрушениям, поскольку в годы войны был глубоким тылом, велось интенсивное строительство. Тогда-то и пришло осознание того, что строительному комплексу очень нужны квалифицированные кадры. Первый шаг к этому сделало руководство строительно-монтажного треста №5. Были организованы курсы мастеров, чуть позднее преобразованные в вечернее отделение строительного техникума. Возглавила его инженер пятого треста Тамара Георгиевна Дворянкина. Она была удивительным человеком. Смогла создать сплоченный коллектив, оборудовать помещение... А самое главное - смогла сделать так, что после долгого и утомительного рабочего дня мастера и прорабы шли в техникум учиться, шли с интересом, с увлечением.
    Тогда было по-настоящему сложно. В штате работали всего два человека, еще четыре - по совместительству. Все начинали с нуля. С огромным трудом создали учебно-материальную базу. Но благодаря Тамаре Георгиевне дело не оставили на полпути, не опустили руки. Преподаватели шли на трудную работу, учащиеся - на трудную учебу.
    Через двенадцать лет работы в техникуме Тамара Георгиевна ушла на заслуженный отдых. Но и после этого к ней обращались за помощью, за советом.
    Вторым директором стал Альберт Степанович Станкевич. За время его работы техникум "переехал" в новое здание по 30-й Северной, 71, где он находится и по сей день. Началось целенаправленное оснащение предметных кабинетов. Здесь много сделал третий директор - Илья Андреевич Маслюк. При нем, благодаря предприятию "Омскцелинстрой", учебный процесс получил дополнительное материальное обеспечение, к работе были привлечены молодые педагоги.
    Эти три человека внесли огромный вклад в развитие техникума. Благодаря им были сделаны первые, а значит, очень важные шаги в становлении учебного заведения. Другие директора продолжили дело воспитания кадров строителей. Это - Людмила Ивановна Ушакова, Владимир Алексеевич Роздин, Тамара Ивановна Косовская.
    Отдельное спасибо хочется сказать Геннадию Петровичу Пятницкому, который трудился «на этой должности начиная с 1990 года по 2005 год». В настоящее время руководит колледжем Иван Иванович Кучеренко.
Удобные кабинеты, отличная отделка, прекрасное оборудование, богатая библиотека (ее фонд составляет более 80-ти тысяч экземпляров!), спортивный и актовый залы, мастерские, в которых студенты получают необходимые навыки малярных, штукатурных, слесарных, сварочных работ.     В колледже действует постоянная выставка. Чего там только нет: батики, вышивки, изделия из бересты, макеты зданий, - в том числе самого колледжа. В конце каждого учебного года выставка пополняется новыми экспонатами. Глядя на них, поражаешься разнообразию студенческих талантов.
    Один из таких талантов признан всем миром. Миниатюрист Анатолий Иванович Коненко считает, что именно учеба в Омском строительном техникуме помогла ему найти себя. Среди других известных выпускников - Николай Николаевич Странгуль, генеральный директор ОАО "Омскоблгаз", Василий Михайлович Валов, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой СибАДИ.
    Здесь проводил мастер-классы и был рецензентом Эдуард Францевич Каминский, преподавали Татьяна Владимировна Столбова и Лидия Николаевна Лузина. Студенты, кстати, и сейчас проходят практику в "Омскгражданпроекте" и "Горстройпроекте", а также на газовых, землеустроительных, строительных объектах города и области. Многие устраиваются туда работать. Образование, полученное в колледже, позволяет это сделать, обеспечивает высокий уровень дипломных работ. Колледж идет в ногу со временем. Открываются новые специальности, совершенствуется материально-техническая база, увеличилась и обновилась информационная среда ОУ, работают подготовительные курсы, студенты занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах.
Колледж для многих - второй дом. Преподаватели идут на работу, как на праздник - ведь в ней они находят радость, смысл своей жизни! А студенты с удовольствием учатся.
    Возраст колледжа - солидный возраст. Можно с уверенностью сказать, что в учебном заведении, работающем столько времени, дают хорошее образование. Обучение здесь - отличная платформа для старта в жизни.

ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ – ОТ РЕМЕСЛА ДО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
     12 сентября 2020 года, в преддверии даты, знаменательной не только для педагогического сообщества профессионального образования, но и для многих миллионов рабочих и служащих – выпускников ПТУ, техникумов и колледжей – 80-летия профессионального технического образования в России, в группах 117 и 181 состоялась тематическая беседа «Профтефобразование - от ремесла до высоких технологий».
     В ходе беседы ребята познакомились с историей становления и основными этапами развития системы профтехобразования, которая прошла непростой путь, претерпела множество реформ, перестроек и дополнений.
     Обзорно студенты узнали: о первоначальной форме профессионального обучения - ремесленном ученичестве. О переходе в XII - XVI вв. от индивидуальных форм обучения - к групповым, когда мастер имел нескольких подмастерьев, учеников, и стал делаться упор на приобретение специальных знаний, что позволило вырабатывать первые методики в обучении профессии.
     Особое внимание уделялось таким этапным периодам в развитии профтехобразования в нашей стране, как: эпоха Петра I, когда под его патронажем в России начали появляться государственные профессиональные школы; правлению Екатерины II, учредившей в Сибири, на Урале и Алтае несколько горнозаводских школ, а в Петербурге горное училище и первую государственную хирургическую школу.
     Не остался без внимания и конец XIX - начало XX века, этап, который характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования. Так, утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра ІІІ, "Основные положения о промышленных училищах" на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров и рабочих.
     Но, и, конечно же, 1940 год – официальная дата создания профессионального технического образования в нашей стране. В этот год Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные Трудовые Резервы). Согласно этому указу в СССР было учреждено два типа учебных заведений:
• школы ФЗО - на протяжении 6 месяцев эти школы занимались подготовкой рабочих массовых профессий;
• железнодорожные и ремесленные училища - на протяжении двух лет эти училища занимались подготовкой квалифицированных рабочих.
     Были в беседе затронуты и сложные, проблемные периоды в развитии профтехобразования. В первую очередь, это годы Великой Отечественной войны, когда большинство преподавателей и студентов уходили на фронт, а для остальных главным жизненным девизом стали слова «Все для фронта! Все для победы!». Подростки наравне со взрослыми работали по двенадцать часов на заводах и фабриках, получая и знания и профессиональные навыки не за партами, а у станков.
     Хочется отметить, что студенты 117 группы были не просто слушателями, но и активными участниками беседы. Они высказывали свое мнение о современном состоянии профессионального технического образования, его пробелах и перспективах развития. Показали информированность в таких вопросах, как Система Национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), инклюзивное образование в СПО и др. Ребята также рассказали о том, что именно их заинтересовало в системе профтехобразования, что они ожидают от обучения в колледже, на какие перспективы в своей профессиональной деятельности они рассчитывают.


Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

     В первую неделю сентября в нашем колледже были проведены классные часы, посвященные юбилейной дате. 2 октября 2020 года профтехобразованию России исполняется 80 лет. Днем рождения системы профессиональнотехнического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабричнозаводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи. Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие – все зависит от того, как человек будет работать, ведь у каждой специальности (профессии) есть своя специфика, свои ценности и свои герои.
      11 сентября 2020 года студенты 331 и 281 групп в сопровождении преподавателем профессиональных дисциплин Меркуловой Е.М., с целью развития интереса к будущей профессии, посетили Ботанический сад им. Н.А. Плотникова Омского государственного аграрного университета.
Экскурсовод сразу же погрузила нас в мир тропиков, познакомила с особенно интересными экземплярами растений оранжереи. Нам показали, как растёт кофе, дерево, названное в честь царя Николая и ещё много, много интересных и неизвестных нам растений.
      Некоторые растения, цветы и плоды нам даже разрешили потрогать (вообще трогать растения в оранжерее строго запрещено, но нашей группе сделали исключение).
      Знакомство с тропическими и субтропическими растениями сопровождалось интересными рассказами. С экскурсоводом нам очень повезло, за что ей большое спасибо. Поэтому экскурсия, которая длилась более часа, прошла очень легко и весело. А напоследок нам дали всем попробовать плод кактуса.
      Посещение оранжереи произвело на всех благоприятное ощущение, экскурсией все остались довольны. Уезжали мы все с хорошим настроением!

К 80- летию профтехобразования 12.09.2020 в колледже были проведены встречи по мини футболу на специальности МиЭОиСГ, Землеустройство. В акции принимали юноши и девушки 315 ,231 группы.


Подарок к юбилею СПО

      В ходе подготовки празднования 80-летия СПО в колледже готовится к открытию новая экспозиция на выставке по истории геодезии и картографии. Летом в рамках производственной практики студентам 341 группы вместе с преподавателем геодезии Дидиковой А.Г. удалось продолжить работу по поиску и восстановлению геодезических пунктов 19 века закладки, которую выполнил военный топограф Александр Александрович Александров. Более 30 лет жизни он отдал научному изучению Западной Сибири и сопредельных территорий.
      Кроме того, Александров А.А. выполнил геодезические работы, невероятные по точности для того времени. Нивелирование II класса и топографическая съемка были выполнены военным отделом, как в самом Омске, так и в соседнем Казахстане. Одним из сохранившихся реперов 1986 года закладки можно полюбоваться на улице Таубе 13. Пожалуй, это единственный репер, который сохранился до нашего времени, и до сих пор ценен не только как исторический объект, но и как пункт, который несет в себе отметку, позволяя до сих пор выполнять работы при нивелировании города.

     В рамках этих поисков студентом нашего колледжа Красько Романом (441 группа) были найдены уничтоженный репер, примерно 1925 года закладки, который он случайно нашел и подарил нашему музею, и остатки другого пункта (триангуляции) - пилон и марка, которые он обнаружил в Марьяновском районе. Оба ценных экспоната «поселились» в нашем музее.
Кроме этого, студент Михалев Петр (441 группа) подготовил для музея баннеры «Геодезисты и топографы Великой Отечественной войны», а также «Омская картографическая фабрика в годы войны». Студентки Королькова Мария и Дроздова Кристина (441 группа), провели обследование пунктов государственной геодезической сети в городе Омске и также оформили результаты для выставки. Такая работа невозможна без социальных партнеров, работодателей, родителей, без помощи студентов их энтузиазма и поддержки, их активного участия и профессионального интереса.

Эстафета поколений
     Студенты группы 215 специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения начинают постигать азы своей профессии. Будущие техники по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации, изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых в системах газораспределения и газопотребления на занятиях уже знакомятся с материалами и изделиями для изготовления труб и средств крепления, технической механикой, информационными технологиями.
     Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогают книги и журналы о профессии. С ними можно познакомиться в библиотеке колледжа, которая хранит ценную информацию уже 67 лет. Омский строительный колледж готовит специалистов строительной отрасли и занимает достойное место в системе среднего профессионального образования Омской области, которой в этом году исполняется 80 лет.