>
Версия для слабовидящих

Проведение учебных занятий с использованием учебно-методического комплекса "10 шагов к профориентации".Дневник проекта.

Индикаторы проекта

Результаты выполнения ТЗ проектной группой (по состоянию на 1 декабря текущего года)

2019 год

2020 год

2021 год

Количество обучающихся, с которыми проводится профориентационная работа по чек-листу


54

62

Количество представителей коллектива образовательной организации, принявших участие в работе с детьми по чек-листу


12

6



















Проведение профориентационных занятий со старшеклассниками с использованием учебно-методического комплекса
«10 шагов к профориентации»
      Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
     Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
     В связи с вышеизложенным, задачами профориентационной работы являются:
1. Оказание помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;
2. Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

     В рамках социального партнерства с целью оказания помощи в подготовке к построению дальнейшей профессионально-образовательной траектории, формированию рационального мышления в современно-экономических условиях для будущих выпускников школы Учебно-методическим центром профессионального образования и профориентационной работы БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» был разработан учебно-методический комплекс «10 шагов к профориентации», который награжден 28 ноября 2018г. Знаком качества «Лучшее – детям» в Общественной Палате РФ в г. Москва.
     Данный УМК «10 шагов к профориентации» предлагается для внедрения в учебно-воспитательный процесс школы как дополнительный инструмент профориентационной работы со школьниками в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования.
     УМК «10 шагов к профориентации» – это новый инструмент, ну и как все новое его стоит апробировать, возможно, он поможет всем участникам процесса профессиональной ориентации по-новому взглянуть на этот процесс, по-новому его организовать, получить новые результаты.
     11 марта 2020 года на базе Омского строительного колледжа были проведены профориентационные занятия с использованием учебно-методического комплекса «10 шагов к профориентации», направленные на поддержку профессионального самоопределения школьников.
     Целью реализации учебно-методического комплекса является подготовка старшеклассников как выпускников школы к построению дальнейшей профессионально-образовательной траектории, «выходу» в мир неопределенности и желанию быть в нем успешными, сохранять ясность мышления, самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения, сохранять и вырабатывать высокий уровень личной энергии.
УМК «10 шагов к профориентации» прицельно направлено на:
  • активизацию профориентационной работы в школе, обеспечение ее последовательности и преемственности с 5 по 11 классы;
  • пошаговое прохождение тем, связанных с профориентаций, и углубленную проработку вопросов выбора профессии;
  • рассмотрение наиболее интересных для подростка профессий и соотнесение их с его личностными особенностями, способностями и интересами;
  • привлечение к вопросам профессиональной ориентации родителей школьников, повышение их информированности по актуальным вопросам профессионального самоопределения детей;
  • использование УМК как вспомогательного ресурса, позволяющего педагогам, обучающимся и родителям видеть всю информацию о ходе профориентации для определения упущенных возможностей или пробелов в представлениях о разных профессиональных сферах и их особенностях.
     Цикл работы с рабочей тетрадью «Чек-лист «10 шагов к профориентации» включает в себя три основных раздела, каждый раздел имеет свою специфику и особенности встреч.
     В ходе изучения первого раздела «Изучаю себя» школьники осуществляют первые четыре шага:
Шаг 1. «Мнения и трения»
Шаг 2. «Факторы влияния на выбор профессии»
Шаг 3. «Генетика»
Шаг 4. «Работа как образ жизни».
     Во втором разделе «Изучаю рынок труда» школьники проходят дальнейшие четыре шага, с 5 по 8:
Шаг 5. «Тренды на рынке труда»
Шаг 6. «Профессия или специальность?»
Шаг 7. «Ищем информацию»
Шаг 8. «Исследуем вакансии».
     Третий раздел «Осуществляю профессиональные пробы» составляют
Шаг 9. «Профессиональные пробы и конкурсы»
Шаг 10. «Планирование образовательной траектории».
     Работа с рабочими тетрадями позволяет школьникам найти практическое решение профориентационных вопросов – выбрать конкретную профессию и сделать первые шаги к ней. Задания УМК «10 шагов к профориентации» способствуют формированию начальных навыков самостоятельного и осознанного принятия решения в построении дальнейшего профессионально-образовательного маршрута учащимися.
     В частности, подросток формулирует свои итоговые критерии выбора профессии и предварительно выбирает учебное заведение, где он сможет освоить эту профессию, формулирует свою цель в профессии, создает свою профессионально-образовательную траекторию. При этом определяющим фактором при выборе профессии могут стать внутренние мотивы подростка (например, удовлетворение от возможности творчества, саморазвития, реализации своих способностей и внутренних потребностей), а не внешние (престижность, популярность или востребованность профессии).
     По итогам апробации обучающиеся, педагоги и родители в целом дали высокую оценку УМК «Чек-лист 10 шагов к профориентации», как инструменту профориентационной работы, отметив, что материалы рабочей тетради послужили основой качественного изменения наполняемости профориентационных программ, позволили логично встроить профориентационные мероприятия в программу учебно-воспитательной работы отдельных классов и школы в целом. УМК «10 шагов к профориентации» помогает обучающимся уточнить профессиональный выбор, оценить перспективы профессионального будущего с учетом тенденции изменения рынка труда и сформировать индивидуальную профессионально-образовательную траекторию.
     По мнению педагогического коллектива УМК «10 шагов к профориентации» позволил персонифицировать и индивидуализировать профориентационную работу в школе, дал возможность привлечь внимание родителей (законных представителей) к вопросам профессионального самоопределения школьников.